TTK

01.02.2009

IT-Manager

Телекоммуникационный рынок Санкт-Петербурга. Стабильности не ожидается

  

Прежде чем решать вопрос, как действовать в условиях кризиса, необходимо проанализировать и глубоко уяснить общую картину состояния рынка и отрасли в целом. На вопросы нашего корреспондента отвечает директор филиала ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) в Санкт-Петербурге, генеральный директор "ТТК-Северо-Запад" (ТТК-С-З) Владимир Гуров.

- Какой вы видите ситуацию на телекоммуникационном рынке и какое направление, услугу считаете наиболее востребованной?

- Потребительский спрос в настоящее время диктует развитие широкополосного доступа в Интернет. Этот рынок влияет на общую картину в целом. Показательна динамика роста спроса данной услуги в Санкт-Петербурге в 2008 году. Основными трендами можно назвать увеличение абонентской базы, повышение скоростей с одновременным снижением абонентской платы, вывод комплексных услуг Triple Play. По результатам исследования ComNews Research, к началу февраля 2008 года общее количество домохозяйств, подключенных к сети Интернет, в Петербурге составило около 623 тыс. По данным информационно-аналитического агентства "Неделя сотовых технологий", на конец 2008 года насчитывалось около 870 тыс. частных абонентов услуги ШПД. Большую часть рынка традиционно занимают общегородские операторы связи: ОАО "Северо-Западный Телеком" (услуги коммутируемого и широкополосного ADSL-доступа под брендом "Авангард") и ОАО "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" - соответственно 23% и 14%. Всего в Петербурге на этой ниве работает порядка 110 компаний, большая часть которых покрывает сегмент домашних сетей. Но только десять из них могут так же влиять на городскую ситуацию по распределению абонентов, как эти два оператора. Компанию ТТК, входящую в тройку ведущих Интернет-провайдеров, в Санкт-Петербурге представляет "ТТК-Северо-Запад". Именно на базе ТТК-С-З планируется развитие региональных сетей.

- Какие из операторов рынка частных пользователей широкополосного доступа на Северо-Западе можно назвать наиболее успешными?

- Первым я бы назвал телефонного оператора - Северо-Западный Телеком (СЗТ). В прошлом году он начал предоставлять услуги широкополосного доступа по технологии ADSL, а в нынешнем - услугу "телефония + Интернет". Традиционный кабельный оператор ТКТ (ОАО "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение"), который в настоящее время входит в группу компаний "Национальные кабельные сети", также взял успешный старт и активно предоставляют услуги доступа в Интернет. К лидерам рынка домашних сетей можно отнести и "Корбину Телеком", которая работает под брендом "Билайн" и позиционирует себя как универсального оператора, продвигая технологию FTTB ("оптоволоконный кабель в дом"). Ранее магистральные операторы не оказывали услуг ШПД для частных пользователей. Сейчас компания ТТК, имея собственную магистральную сеть, обеспечивает скоростной и качественный ШПД как для корпоративного, так и для потребительского рынка.

- А насколько популярна услуга Triple Play?

Правильнее будет говорить об актуальности услуги Triple Play, ее востребованности клиентами. Первые опыты внедрения этой услуги начали Северо-Западный Телеком - на базе PON (пассивные оптические сети) - и ТКТ. В марте этого года "ТКТ-Северо-Запад" подключит к магистральной сети связи поселок Новая Ижора, и в течение года по мере его заселения жители 600 коттеджей смогут получать услуги мультисервисной сети. Выстроена целая инфраструктура, оптоволокно подведено к каждому дому. Triple Play обеспечивает комплексные услуги, как говорится, из одного окна, от одного оператора, что, безусловно, обеспечивает качество и надежность оператора.

- Как вы можете охарактеризовать конкурентную среду на рынке частных пользователей Северо-Запада?

Я бы охарактеризовал ее как высокую, в первую очередь в Санкт-Петербурге. Это особенно заметно по тарифной политике. Для физических лиц основной упор делается на безлимитные тарифы, где преимуществом является увеличение скорости. Если в начале 2008 года были наиболее востребованы скорости в диапазоне 500 Кбит/с - 1 Мбит/с, то к концу года абоненты чаще выбирали 2 Мбит/с и выше. На обстановку на рынке серьезно повлияла тарифная политика СЗТ, в частности, запуск тарифных планов "Старт" и "Спринт". Соответственно, вынуждены были увеличить скорость передачи данных и операторы домовых сетей. Тарифы на скоростях до 4 Мбит/с предлагают только общегородские операторы - СЗТ и ТКТ. "ТТК-Северо-Запад" в состоянии предоставлять скорость передачи данных 2, 4, 10 Мбит/с, любую скорость по запросу. Операторы домовых сетей предлагают от 4 Мбит/с. Тарифные планы выше 10 Мбит/с предлагают крупные Интернет-провайдеры (домовые сети), но такие предложения, скорее, отвечают задачам маркетинга, чем отражают реальные потребности абонентов. Это иллюстрирует жесткость конкуренции между лидерами телекоммуникационного рынка широкополосного доступа в нашем городе.

- Каких сюрпризов стоит ждать от рынка в этом сложном году?

- На мой взгляд, правильно было бы предвидеть не только возможное замедление роста абонентской базы, но и возможную подвижность рынка. Некоторой устоявшейся стабильности, вероятно, не будет. Скорее всего, стоит ожидать слияний и поглощений более мелких операторов из-за высокой конкуренции, маркетинговой активности ведущих игроков, включая агрессивную рекламную кампанию. Если рассуждать о кризисе, то с философской, да и практической точки зрения это, прежде всего, экзамен для всех участников рынка, а значит, неизбежная серьезная работа. Важно не впадать в состояние страха перед самым явлением - самым разумным будет спокойная, взвешенная реакция на него. А это прогнозирование и планирование бизнес-процессов, новые маркетинговые ходы. Варианты оптимизации решений для телекоммуникационного бизнеса в новых условиях для каждой из компании будут свои. Это может быть временное замораживание инвестиций в развитие или диверсификация бизнеса, что, собственно, и наблюдается на рынке. Главное - сохранить при этом абонентскую базу. Другим важным шагом станет расширение услуг и повышение уровня сервиса.

- Но какая-то коррекция планов, наверное, неизбежна?

- Я думаю, все телекоммуникационные компании планируют определенную коррекцию стратегических и тактических планов. Оптимизация затратной части оправданна и обоснованна. В первую очередь внимание направляется на АХР, маркетинг и рекламу. Мы, например, стараемся подходить к кризису как к необходимости решения новых задач. Здесь обоснованно важны логика и здравый смысл. С моей точки зрения, кризис мобилизует интеллектуальный потенциал команды, выявляет необходимость решения насущных задач бизнеса, а это повышение эффективности деятельности, способствующих проявлению синергии, оптимизация работы всех структур компании.


Северо-Западный Филиал АО "Компании ТрансТелеКом"
Круглосуточная техническая поддержка: +7 (812) 457-07-75
Тел. (для физических лиц): +7 (812) 457-0700; Факс: +7 (812) 380-5164
Тел. (для юридических лиц): +7 (812) 457-10-10; Факс: +7 (812) 457-02-00
Юр. адрес: 192007, г. Санкт-Петербург, ул. Боровая, 57
Факт. адрес: г. Санкт-Петербург, ул.Новорощинская, 4А, БЦ "Собрание", 13 этаж
E-mail: sale@szapad.ttk.ru