TTK

14.06.2010

Эксперт Северо-Запад

Есть еще резервы

Операторы урезали капитальные вложения. На повестке дня – развитие за счет максимально эффективного использования существующих сетей

Годовые отчеты телекоммуникационных компаний показывают, что экономический кризис не повлиял на рост крупнейших операторов. Данные по объему выручки свидетельствуют: в 2009 году на Северо-Западе многие из них заработали больше, чем годом ранее, и больше, чем в докризисном 2007−м. В частности, выручка «Северо-Западного Телекома» (СЗТ) увеличилась на 5,5% по сравнению с 2008 годом (или на 9% по сравнению с 2007−м), «ПетерСтара» – на 2%. При этом филиалы федеральных компаний, не так давно вышедших на рынок СЗФО, например «ТТК – Северо-Запад» и Северо-Западный филиал «КОМСТАР-Регионы», продемонстрировали более заметный рост выручки – на уровне 18−20%. Региональные компании второго эшелона, не раскрывающие свои данные, сообщают, что в минувшем году не потеряли в выручке.

Если говорить об объективных тенденциях, замечает директор Северо-Западного филиала «ТрансТелеКома» Владимир Гуров, то цифры свидетельствуют о том, что в период кризиса рынок телекоммуникационных услуг для юридических лиц сократился. По данным Петростата, только в первой половине 2009 года количество предприятий в Санкт-Петербурге уменьшилось на 18%. Это, безусловно, не могло не коснуться операторов, работающих в данном сегменте: клиенты закрывали офисы, снижали объемы используемых услуг. Но масштабные вложения в инфраструктуру операторов в 2007−2008 годах, стимулировавшие рост всего рынка, смогли гарантировать им сохранение спроса и в тяжелой ситуации. Впрочем, есть основания полагать, что данный резерв будет исчерпан достаточно быстро.

В жертву настоящему

Телекоммуникационные компании выстроили модель своего развития на 2009 год целиком в терминах кризисной стратегии. В первую очередь они озаботились повышением эффективности бизнеса, сокращением расходов. Не случайно у всех вышеупомянутых игроков прибыль росла опережающими темпами (относительно выручки), равно как и такой показатель эффективности бизнеса, как маржа EBITDA (отношение прибыли до уплаты налогов, процентов и начисления амортизации к выручке). Главной жертвой повышения прибыльности стали вложения на перспективу – капитальные затраты на развитие сетей операторов. В минувшем году у абсолютного большинства они были урезаны на 60−70%.

В частности, СЗТ инвестировал в развитие сети на 65% меньше, чем годом ранее (если вычесть принятие на баланс средств приобретенного ранее «Петербург Транзит Телекома»). «КОМСТАР-ОТС» сократил капитальные вложения по отношению к докризисному уровню более чем на 60%, так же поступила «Синтерра» (компании не раскрывают данные о капитальных вложениях в регионах). «Масштабные инвестиции, осуществленные в 2007−2008 годах, полностью удовлетворили текущий уровень спроса на протяжении 2009 года», – комментируют в «ВымпелКоме» сокращение на 68% капитальных затрат. Эту фразу с незначительными вариациями повторяют представители других операторов, сделавших выбор в пользу сокращения капитальных затрат. Это не только мотивы, но и объяснение того, почему бизнес в 2009 году показал рост, – вложения в инфраструктуру сказываются с определенным запозданием.

Вместе с тем очевидно, что операторы в случае необходимости могли получить кредитные ресурсы на развитие своих сетей: в конце концов, крупнейшие игроки телекоммуникационного рынка обладают высокими рейтингами кредитоспособности и, соответственно, могут привлечь средства на хороших условиях. Ушла разделяемая большинством твердая уверенность в том, что рынок связи в ближайшей перспективе начнет расти взрывными темпами.

Не случайно яркие исключения из общего правила – представители сотовых компаний. Это те, кто видит, что новый рынок мобильного интернета растет огромными темпами (МТС и «МегаФон»), а также те, кто понимает, что их ценовая политика даст необходимое количество новых абонентов, – «Tele2 Россия» (он даже увеличил капвложения). Другие игроки лишь высказывают намерения восстановить прежние объемы вложений в увеличение пропускной способности сетей и строительство новых. Итоги первого квартала показывают, что изменения происходят медленно. Между тем именно лидеры рынка задают темп, подталкивают остальных игроков к ответным действиям. Поэтому снижение инвестиций в развитие сетей не может не сказываться на всем рынке связи.

Не преимущество, а необходимость

«Это закон любого бизнеса, – говорит Владимир Гуров, – рост продаж неразрывно связан с ростом производства». Современные технологии дают операторам два неоспоримых конкурентных преимущества: возможность предоставлять совершенно новые услуги и снижать операционные затраты, рассуждает директор по продажам «ПетерСтара» Самир Баджадж. Чем совершеннее технология, тем меньше затрат на ее обслуживание и больше возможностей предоставить новые сервисы клиенту. Однако масштабы вложений в покупку оборудования, необходимого для увеличения пропускной способности каналов, таковы, что игрокам рынка не приходится говорить о том, что технологический прогресс способствует уменьшению себестоимости услуг. «Напрямую модернизация сети не снижает себестоимость и расходы на услуги: слишком велики инвестиции в строительство и закупку нового оборудования, – поясняет коммерческий директор „Северен-Телекома“ Антон Виноградов. – Однако модернизация оборудования дает возможность при той же себестоимости услуг обслуживать больше клиентов. Это не удешевляет существующие услуги, однако позволяет дополнительно зарабатывать на различных новых сервисах». Модернизация сетей одновременно с вводом новых услуг в конечном итоге все же снижает для оператора себестоимость предоставления существующих услуг, соглашается коммерческий директор Северо-Западного филиала «КОМСТАР-Регионы» Денис Крамаренко.

Однако подавляющее большинство операторов, развивая свои сети, руководствуются иными мотивами. «Модернизация сети – в первую очередь требование рынка телекоммуникаций», – констатирует генеральный директор компании «Сумма Телеком» Иван Прокопьев. Она позволяет добиваться того, что при изменении себестоимости одной единицы информации (за те же деньги абонент получает больший объем трафика) стоимость услуг в целом остается прежней как для абонента, так и для оператора. При этом потребление трафика растет на рынке связи более чем динамично. «Например, два-три года назад скорость домашнего интернета 1 Мбит/с считалась пределом, а сейчас мало кто довольствуется скоростью меньше 5−10 Мбит/с», – замечает генеральный директор «ОБИТ» Андрей Гук. Так что оператор вынужден постоянно развивать сеть, чтобы отвечать ожиданиям клиентов, оставаться конкурентоспособным.

Необходимо понимать, что динамику изменения стоимости мегабайта скачанной информации задают крупнейшие игроки, в частности именно они в последние годы провоцировали снижение цен на услуги доступа в интернет, а это самая ресурсоемкая услуга рынка связи (пока IPTV не получила распространения). Снижение их активности – снижение требований рынка. Никто из операторов не берется предсказать, как именно сокращение капитальных затрат на рынке связи скажется на темпах его роста. Но совершенно очевидно, что это не может не притормозить развитие рынка.

Не вширь, а вглубь

Тот факт, что многие операторы уменьшают вложения в развитие собственных сетей, не означает, что их активная деятельность на рынке приостанавливается. На смену экстенсивному развитию, предполагающему территориальную экспансию, приходит интенсификация – операторы делают ставку на то, чтобы выжать максимум возможного в регионах присутствия.

На развитых рынках связи, к которым относится Петербург, это очень заметно – кризисный 2009 год обозначил тенденцию: все операторы ускоренными темпами переходят к универсализации и проникают в смежные сегменты рынка. Эпоха, когда лидеры рынка и операторы второго эшелона акцентировали свое внимание на корпоративных клиентах, приносящих максимальную прибыль, но требующих отдельного подхода, а операторы домашних сетей, в свою очередь, не решались выходить в данный сегмент, быстро становится достоянием прошлого. Минувший год показал, что далеко не всем клиентам нужно безупречное качество связи и обслуживание и на рынке оказалось много небольших компаний, для которых приоритетна низкая цена. Неудивительно, что операторы домашних сетей пошли в корпоративный сегмент, рассуждает директор петербургского филиала компании «ВестКолл» Виктория Тихонова. С другой стороны, кризис показал, что наименее травматичен именно сегмент физических лиц: при нынешнем уровне тарифов потратить лишние три сотни рублей на доступ в интернет – для абонента не проблема.

При этом выход на смежные достаточно высококонкурентные рынки возможен при сравнительно небольших инвестициях. «Телекоммуникационная отрасль обладает достаточной связанностью, и имеющиеся технические ресурсы и специалистов можно использовать в смежных областях», – рассказывает руководитель отдела маркетинга и рекламы «ЛАНК Телекома» Даниил Курс. Если, например, у небольшого оператора раскинута разветвленная волоконно-оптическая сеть в определенных районах города, где он оказывает услуги связи физическим лицам, почему бы не использовать ее и для обслуживания корпоративных клиентов на этой же территории? «Тем более что нагрузка на сеть в таком случае распределится равномерно: домашние абоненты в основном используют сеть в вечернее и ночное время, а корпоративные клиенты – в рабочее», – дополняет Андрей Гук.

Рост изнутри

Впрочем, стирание границ на рынке связи не обязательно приведет к тотальной конкурентной войне за абонента. Ситуация с легкостью может начать развиваться в совершенно другом направлении – в сторону большей консолидации на рынке. Тем более что предпосылки для этого есть. «В период кризиса стоимость потенциально интересных для покупки активов снизилась и, на наш взгляд, стала адекватной положению этих компаний на рынке», – отмечает Денис Крамаренко. В предкризисный период рынок был очень перегрет и цены сильно завышены, соглашается Виктория Тихонова. «Цены порой доходили до абсурда – до 500 долларов за абонента», – вспоминает она.

Сегодня, когда речь идет о покупке компаний, никого уже не интересует, какие суммы тот или иной небольшой оператор вложил в свою сеть. С началом кризиса стоимость оператора стала усредненно оцениваться в четыре-пять EBITDA (доход до уплаты налога на прибыль, процентов и амортизации), что снизило ее на 30−50%, говорит генеральный директор «Смарт Телекома» Андрей Суходольский.

Более привлекательными для покупки оказываются активы региональных, а не столичных операторов. Разница в таких показателях, как уровень проникновения услуг связи и уровень конкурентной борьбы между рынками связи Москвы и Петербурга и других городов России, остается значительной. Следовательно, и перспективы регионального роста более интересны. Собственно, на петербургском рынке есть яркий пример выбора стратегии развития через покупку региональных игроков – компания «ПетерСтар». В текущем году она уже успела приобрести ключевого игрока рынка связи Мурманска, а также операторов, работающих в Калининграде и Выборге.

Эта стратегия – удел не только крупнейших представителей отрасли. По факту за последние годы многие петербургские операторы отметились появлением на рынках в Центральном, Южном и Уральском регионах. В частности, «Северен Телеком» помимо Петербурга и Москвы представлен в Самаре, Новосибирске, Томске и Барнауле, а «ВестКолл» – на рынках Рязани и Волгограда. «ОБИТ» имеет филиал в Алматы, а с недавнего времени – и в Казани. «Во втором эшелоне операторов связи есть игроки, в том числе и мы, которые вплотную подошли к тому, чтобы стать операторами дальней связи», – замечает Антон Виноградов.

Однако оператор дальней связи – это совершенно другой бизнес, уточняет Виноградов, а кроме того, приобретение статуса предполагает значительные инвестиции. «Не углубляясь в юридические и технологические тонкости, по самым грубым подсчетам, это обойдется вам в 20 млн долларов», – конкретизирует коммерческий директор компании Well-COM Дмитрий Петров. Поэтому рассуждения о федеральном статусе остаются в теории, на практике же операторы развиваются от местного мультисервисного оператора к мультисервисному, представленному в ряде регионов. Многие петербургские компании, по наблюдениям Андрея Гука, активно планируют выход в новые регионы (путем покупки уже работающих местных операторов) – конечно, в те, рынки связи которых они считают динамичными и перспективными.

Новые тенденции – стремление всех игроков к универсализации, более пристальное внимание региональных операторов к регионам со слабой конкуренцией на рынке связи – в ближайшей перспективе могут обеспечить рост рынка связи за счет максимально эффективного использования существующих сетей. Но без увеличения пропускной способности магистральных каналов, то есть без инвестиций в сеть, этот рост может оказаться недолгим.


Северо-Западный Филиал АО "Компании ТрансТелеКом"
Круглосуточная техническая поддержка: +7 (812) 457-07-75
Тел. (для физических лиц): +7 (812) 457-0700; Факс: +7 (812) 380-5164
Тел. (для юридических лиц): +7 (812) 457-10-10; Факс: +7 (812) 457-02-00
Юр. адрес: 192007, г. Санкт-Петербург, ул. Боровая, 57
Факт. адрес: г. Санкт-Петербург, ул.Новорощинская, 4А, БЦ "Собрание", 13 этаж
E-mail: sale@szapad.ttk.ru